Елена Морозова, директор по строительству проекта «Лахта центр», о строительстве самого высокого в Европе делового центра: «Небоскреб не элитная и замкнутая “вещь в себе”, а открытый для всех комплекс»

Сегодня в Петербурге, на берегу Финского залива реализуется уникальный проект строительства небоскреба, который станет самым высоким деловым центром Европы. Как и все новое проект вызывает немало вопросов: нужен ли городу такой проект, как он повлияет на имидж Петербурга, да и вообще – возможно ли «на болоте» высотное строительство? В тайны строительства уникального общественно-делового квартала читателей СRE.RU посвящает директор по строительству проекта «Лахта центр» Елена Морозова.

- Какие проекты в России и Европе сопоставимы с «Лахта центром» по высоте и по функциональности?

- На сегодняшний день самым высоким небоскребом Европы считается здание The Shard London Bridge высотой 309 метров. В здании 72 этажа, общая площадь составляет 127,5 тыс. кв.м. Эта башня по замыслу архитектора Ренцо Пиано является многофункциональным центром, который можно назвать «вертикальным городом». Но такое использование небоскребов пока редкость. «Классические» небоскребы деловых кварталов Defance в Париже или Docklands в Лондоне обычно монофункциональны – в них размещены лишь офисные пространства, а другая инфраструктура - гостиницы, жилые помещения, учебные и медицинские центры и прочие общественные функции размещаются в соседних менее высокоэтажных зданиях. Такая же тенденция, кстати, присуща и Франкфурту, где в высотных зданиях сосредоточены офисы 400 крупнейших банков мира. Петербургский «Лахта центр» строится по «классическому» принципу: в центральной башне, высота которой составит 462 метров, будет офисно-деловой центр, а общественные зоны разместятся в многофункциональном здании меньшей этажности.

- В чем уникальность вашего проекта?

- Здесь нужно отметить, что проект «Лахта центр» уникален не только для Петербурга, но и для России, да и для всего мирового высотного строительства. Во-первых, это, конечно, высотность – 462 метров. Для Петербурга – это первый опыт такого строительства. А с учетом особенностей наших грунтов и климата – это опыт абсолютно уникальный. Вдобавок, мы строимся на берегу Финского залива, что добавляет сложностей. Но главное и для меня, человека родившегося в Санкт-Петербурге, и для моих земляков – это то, что это первый российский высотный объект, созданный для города и горожан. Невероятно сложный в техническом исполнении небоскреб не элитная и замкнутая «вещь в себе», а открытый для всех комплекс, включающий детский инновационный центр, трансформируемый концертный зал, художественную галерею, отель, медицинский центр и рестораны, которые будут доступны всем желающим. Мы надеемся, что все это будет формировать новые  требования к качеству жизни горожан. И, конечно, мы рассчитываем, что наш пример – пример появления нового центра притяжения петербуржцев и гостей города, даст значительный толчок развитию инфраструктуры не только Приморского района, но и Петербурга в целом. Главной важной особенностью нашего комплекса должно стать наличие большого количества общественных функций, главная из которых образовательная. Научно-образовательные центр для детей и инновационный центр для молодежи с планетарием и выставочным комплексом будут созданы в сотрудничестве с ведущими вузами Петербурга.

- Каково соотношение делового/ общественного пространства?

- Площади офисов и общедоступных общественных и коммерческих пространств внутри здания практически равны. Что же касается участка, то застроить предстоит лишь 30% территории, а остальное будет отдано под сквер, променад вдоль Финского залива, амфитеатр со спуском к воде.

- Как интегрирован мировой и российский опыт по технологии строительства сложных инженерных сооружений и высотных объектов?

- При разработке проектной документации был тщательно изучен опыт мирового высотного строительства. Современные технологии развиваются в мире чрезвычайно быстро, однако классические, подчас консервативные решения бывают также необходимы. Санкт-Петербург – город сложный для проведения строительных работ – с особыми глинами, на болоте. При этом город исполнен величия, с совершенно уникальным обликом, и мы надеемся, что нам не только удастся соблюсти все необходимые технологии безопасности, но и украсить его периферийный район современным высотным зданием.

Сегодня, как известно, строительство небоскребов ведется в самых разнообразных и сложных геологических условиях – на намывных островах, мягких известняковых грунтах  и даже в  сейсмически опасных зонах. К примеру, для защиты от чрезмерной вибрации в высотных зданиях сооружают сейсмическую изоляцию от грунта, как бы дают зданию возможность парить над землей. Также используют инерционные демпферы или маятники, которые гасят колебания при сейсмических толчках и минимизируют опасность обрушения. Такое устройство весом 660 тонн установлено в 450-ти метровом здании «Тайбэй 101» на Тайване, два демпферами – в «Башне Йокогамы» в Японии, которая принадлежит концерну Мицубиси.

- Технологии строительства фундаментов как-то дифференцированы в зависимости от типа грунтов?

- Да, для устройства фундаментов высотных и, значит, очень тяжелых зданий используются свои технологии компенсации особенностей грунтов. Есть немало примеров строительства небоскребов и на участках с глубоким залеганием твердых слоев.  Например, в отличие от большинства небоскрёбов, фундамент самого высокого здания в мире Бурдж-Халифа в Дубае не закреплен в скальном грунте – была применена технология висячих свай длиной 45 м и диаметром 1,5 метра. При строительстве  «Башен Петронас» в Куалу-Лумпуре в Малайзии пришлось углублять сваи на рекордные  100 метров из-за того, что строительство велось на «мягком» известняке. Но на нашем участке в Лахте уже на глубине 30 метров залегают твердые породы - так называемые вендские глины, которые по плотности  сопоставимы со скальным грунтом. Мы используем традиционную технологию буронабивных свай, которые имеют очень высокую несущую способность. Они уйдут под землю на 65 метров под основной башней и на 55 метров под менее высокими строениями. Сегодня возведение высотных зданий  даже на условном «болоте» не ставит перед строителями неразрешимых проблем, так как все технологии уже отработаны.

- Сколько этажей будет в «Лахта центре»? В чем сложность реализации такого проекта?

- В центральной башне «Лахта центр» будет 86 этажей, плюс смотровая площадка и шпиль. Высотное строительство само по себе – сложный процесс. Реализация любого проекта и высотного, и невысотного требует четкой технологической последовательности, верного выбора применяемых технологий, а также неукоснительного соблюдения сроков строительства. Было непросто эффективно скоординировать работу всех участников процесса, так как на проекте работает интернациональная команда. При ее формировании нам было важно, чтобы специалисты могли исполнить технологическую задачу любой сложности, любые инженерные и конструктивные решения. Функцию генерального подрядчика нулевого, то есть подземного этапа строительства выполняет компания ArabtecLLC из ОАЭ. Это одна из крупнейших компаний-строителей высотных и сверхвысотных зданий на Ближнем Востоке, в частности, работавшей на строительстве Башни Бурдж-Халифа в Дубае, самом высоком из существующих сегодня зданий в мире.

- Какие требования предъявляются к генподрядчикам? Как вы контролируете качество их работы?

- Работы на площадке ведутся круглосуточно, и контроль осуществляется в таком же режиме. Мы контролируем качество работы генподрядчика в соответствии с законодательно установленными требованиями к осуществлению технического надзора за строительством. Внутренний и привлеченный строительный контроль осуществляется как за разработкой рабочей документации, так и за строительно-монтажными работами. С особой тщательностью мы отслеживаем исполнительную документацию, отбор поставщиков материалов, мониторим качество скрытых работ. Мы как никто понимаем степень ответственности за уникальное сооружение и важность неукоснительного соблюдения  всех техрегламентов.

- Какие инженерные подходы будут применяться при строительстве объекта на беспрецедентной высоте? Какие инженерные ноу-хау?

- Главное в период строительства - безопасность производства работ. Основной критерий качества по окончании строительства – долговечность, эффективность и относительная простота в эксплуатации. В нашем проекте будут использованы металлические конструкции особого качества с различными типами покрытий, будут использованы все возможности автоматизации инженерных систем для энергосбережения, будут разработаны системы обслуживания фасадов с переменными габаритами транспортирующей конструкции. Всего в объекте применится более 100 различных ноу-хау – суперсовременные системы пожаротушения с использованием тонкораспыленной воды, интеллектуальные двойные фасады для создания комфортного климата в здании и холодохранилище для экономичного кондиционирования. В конце 2013 года будем выбран генеральный подрядчик основного надземного этапа строительства, который стартует в конце 2014 - начале 2015 года.  Мы планируем, что с его помощью в Россию придут новейшие технологические и инженерные подходы к строительству современных высотных зданий.

- Как вы оцениваете влияние «Лахта центра» на городскую среду и на развитие Приморского района, где строится комплекс?

- Я считаю, что и для города, и для страны в целом, «Лахта центр» – это символ нового времени, символ роста экономики. Можно бесконечно долго спорить о вкусах – и в итоге не договориться. Но появление такого проекта - это событие для города, в том числе архитектурное. В этом сомнений нет. Мы с коллегами влюблены в проект и считаем, что он даст повод для гордости. К сожалению, мы видим мало объектов подобного уровня проработки и качества исполнения – большинство сделано наспех, без души, в расчете на сиюминутную прибыль. Мы надеемся, что тренд изменится, и «Лахта центр» станет одной из отправных точек этого изменения.

- Ваш проект реализуется на берегу Финского залива. Как развиваются прибрежные территории Петербурга? Какие особенные задачи стоят перед компанией, которая строит комплекс у воды?

- При развитии прибрежных зон есть особые требования, в первую очередь – экологические. Прибрежная защитная полоса является собственностью города как любая территория общего пользования. Нашим проектом рассматриваются различные варианты улучшения береговой линии. Окончательное решение будет принято на последующих этапах проектирования. Но, в любом случае, жителям и гостям Петербурга будет обеспечен открытый доступ к воде.

- Как воспринимают петербуржцы этот проект сегодня?

- Очевидно, что сегодня не существует, да, наверное, и не может быть однозначного мнения о том, чего горожане никогда не видели. Многие известные в мире уникальные сооружения не сразу принимались общественностью, но потом становились символами городов и целых эпох. Мы не претендуем на быстрое признание проекта всеми, но мы надеемся, что горожане пусть не сразу, но в итоге примут и полюбят «Лахта центр».

 

Досье «Лахта центр»: Высота башни составит 462  метра.86 надземных и 3 подземных этажа. Рядом с башней будет построен многофункциональный комплекс (МФК) высотностью 6-16 надземных этажей/ 1 подземный этаж и стилобат с 2 надземными и 1 подземным этажом. Общая площадь девелопмента составит 400 тыс. м2 , из которых на высотное здание придется 180 тыс . м2 и еще 220 тыс . м2 будут расположены в МФК и стилобате Порядка 50% полезной площади займут офисы класса А, 33% – общественные зоны и еще 17% – коммерческие сервисы. Общественно-полезные функции и коммерческие сервисы комплекса будут включать детский центр занимательной науки  и инновационный центр, планетарий, галерея, тетрально-концертный зал-трансформер, конгресс-центр, гостиницу, поликлинику и спортивный клуб, предприятия питания и услуг. Строительство многофункционального комплекса ведется на намывной территории в Приморском районе напротив парка 300-летия города Санкт-Петербурга. Площадь осваиваемого участка составляет 186 тыс. м2, из которых только 30% территории попадет под застройку, а остальное пространство отведено под зеленую зону, сквер со скульптурными группами, променад и амфитеатр на берегу Финского залива со спуском к воде.

Поделиться



подпишись НА эксклюзивные новости cre