Сколько кофе выпивают россияне?

По данным компании Knight Frank, в настоящее время на российском рынке проходит третья волна открытий кофеен. В отличие от первых двух, с 2013 г. активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров на фоне изменений покупательского поведения.
13439
Тем не менее, рынок кофеен далек от насыщения. Сейчас в городах-миллионниках работает около 5 000 кофеен, при этом объем рынка составляет цифра 130 млрд руб., а потенциал с учетом потребительских возможностей – 1 трлн руб., что в 7,6 больше текущей насыщенности рынка. Потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение.

• В России потребление кофе в расчете на человека значительно уступает европейским странам и США – всего 21 литр кофе в год в среднем выпивает россиянин, при этом в Москве этот показатель в два раза выше – 41 литр. Для сравнения: финн в среднем потребляет 200 литров кофе в год. 

• По данным аналитиков Knight Frank, в столице около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе. 25% совершают покупку ежедневно, половина – 1-2 раза в неделю, остальные – примерно раз в месяц. Таким образом, потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение. 

• В последние 5 лет активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров. На данный момент в Москве более 1 000 заведений, относящихся к формату кофейни или кофе-бара, и более половины из них работают в формате coffee-to-go, суммарно составляя около 5% от московского рынка общественного питания.

• Согласно данным аналитиков, ежегодный прирост по количеству кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, кофеен типа «кофе на вынос» – 7%. И в ближайшем будущем темпы прироста могут увеличиться – этому способствует развитие культуры потребления кофейных напитков (рост спроса) и доступный вход на рынок (для открытия кофейни не сетевого оператора формата «на вынос» достаточно 500 тыс. руб.). 



• По данным исследования компании Business Planer, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go – вырос на 23%. По мнению аналитиков Knight Frank, это связано с более динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей, а также со снижением покупательских возможностей (чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе). 

• К первой волне открытия кофеен относятся кафе, запущенные в период с 1998 по 2000-е гг. Самой быстро растущей сетью «первого поколения» стала «Шоколадница», которая за пятилетний период (2008-2013 гг.) увеличилась почти в 5 раз и вдобавок поглотила своего главного конкурента. «Кофе Хауз», в свою очередь, открывшийся в 1999 г., стремительно вырос за 9 лет до 190 точек. Сейчас общее число кофеен «Кофе Хауза» и «Шоколадницы» составляет 612 – это самая многочисленная сеть кофеен в России.

• Вторая волна развития сетевых кофеин началась в 2007 г. с открытием легендарной сети Starbucks. За 11 лет существования количество кофеен этой волны выросло с 3 до 300 кофеен. В третью волну вошли такие кофейные заведения, как «Даблби», доросшая с 4 до 90 точек с 2012 г., и самая крупная сеть «кофе с собой» в России Coffeelike – достигла 400 точек с 2013 г.

• Третью волну развития кофейных заведений отличает авторский подход к приготовлению напитков: сырье закупается самостоятельно, баристы тщательно составляют разнообразные миксы, совершенствуется технология обжарки, используются кофемашины последних моделей и т.д. Вместе с этим аналитики Knight Frank отмечают изменения и в поведении потребителя – если до 2013 года кофе почти всегда сопутствовал позициям из меню, то сейчас это самостоятельный или единственный продукт заказа. На покупательское поведение россиян повлияло стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.

• По словам Виктории Камлюк, директора направления стрит-ретейла Knight Frank, в Москве наиболее высоким спросом у кофеен пользуются центральные и пешеходные улицы города, бизнес-центры и торгово-развлекательные центры. Карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта. Спрос на кофейни обоих видов растет и в строящихся ТПУ, густонаселенных спальных районах и рядом ж/д вокзалами. В перспективе 5 лет аналитики ожидают прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза. 


иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок кофеен продолжает рост

Исследование аналитической компании Business Planner выявило, что за последние несколько лет в России появились новые успешные федеральные сети монокофеен и кофе с собой. При этом количество кофеен классического формата в крупных сетях сокращается, а новые игроки в данном формате на рынок не выходят.
29.10
Экспертный анализ

Борьба за каждую чашку: владельцы кофеен готовятся к конкуренции

Рынок кофеен в Москве находится в активной фазе развития, и в ближайшей перспективе он станет высококонкурентным. Закрепиться и развиваться на рынке смогут заведения при наличии «сильной» концепции и правильной локации.
11.10
Экспертный анализ

«Кофе с собой» повзрослел

Предел развития российского рынка «кофе с собой» еще не достигнут. Сегмент по-прежнему продолжает интенсивный рост, вырабатывая собственные закономерности и стандарты. 

05.05

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (22-28 апреля)

Новые склады в Чите и Приморье, еще один офисный проект «Галс-девелопмент» и БЦ на Ходынке, light industrial в Молжаниново, новый президент «Эталона», очередное переименование «Леденцово Парка», новые открытия «ВкусВилл», «Стокманн» и Hoff - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.05
Источник: O1 Properties
Переговоры

МТС захотел офис в Silver City

Оператор договаривается с O1 Properties об аренде 10 000 кв. м в бизнес-центре на Серебрянической набережной. Аренда такого объема в этом бизнес-центре может стоить порядка 400 млн рублей в год.
02.05
Источник: ТРК Vegas
Открытие

Сеть ТРК Vegas рассказала об открытиях

С начала 2024 года состоялись открытия магазинов Zolla, Lamoda Sport, Bibib's&Co, Haier, ВкусВилл, центр современных видов спорта Skate Town, парк виртуальной реальности Warpoint, площадка для семейного отдыха «Пиратус», стилизованное пространство с погружением в реальность «Форта Боярд».
02.05
Источник: cre.ru
Проект

Гостехнадзор получит новый офис

Гостехнадзору построят новый офис на западе столицы.

02.05
Источник: RBI
Аукцион

RBI продала 9 помещений в ЖК «Струны» и «Куинджи»

Стоимость коммерческих помещений общей площадью 600 кв. м составила около 213 млн рублей.
02.05
Источник: УК «САМПА»
Открытие

Haier открылся в ТРЦ «Город Лефортово»

Магазин площадью 150 кв. м начал работу на втором этаже торгово-развлекательного центра.
02.05
Источник: X5 Group
Открытие

«Пятёрочка» открыла 350-й магазин по франшизе

Торговая точка площадью 479 кв. м начала работу в поселке Ильичево в Ленинградской области.
02.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre