Knight Frank Russia: Не спешите ТЦ хоронить, опустеет не вся GLA

По данным компании, только шесть ритейлеров заявили об окончательном уходе из России, а в совокупности приостановившие работу бренды занимают в торговых центрах от 10 до 25%.
2786
Изображение взято из источника: eurpa-ts.ru
Согласно данным консалтинговой компании Knight Frank, на сегодняшний день насчитывается порядка 160 ретейл-компаний (включая онлайн-магазины), объявивших о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. При этом только шесть из них заявили об окончательном уходе с российского рынка. Доля временно приостановивших свою деятельность ретейлеров от общего количества арендаторов варьируется в зависимости от класса торгового центра и составляет от 10 до 25%. Большая часть этих компаний представлена фэшн-брендами (21%), на втором месте – автомобили (13%), за ними следует сектор? FMCG (10%). С уходом иностранных ретейлеров посещаемость в торговых центрах уже снизилась на 6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а уровень вакантности в новых проектах может вырасти до 30–35%.

Доля приостановивших деятельность известных брендов одежды и аксессуаров, а также ресторанов быстрого питания в столичных торговых центрах оценивается по-разному:
  • В крупных профессиональных торгово-развлекательных центрах, арендопригодная площадь которых превышает 60 000 кв. м, этот показатель составляет 15–25%; 
  • В средних торговых центрах площадью 30 000–60 000 кв. м (GLA) приостановившие деятельность арендаторы составляют 10–15% от общего количества операторов;
  • В объектах площадью менее 30 000 кв. м (GLA) подобных компаний меньше 10%.
 
Количество закрывшихся ретейлеров зачастую связано с форматом и концепцией ТЦ. Пул арендаторов в крупноформатных объектах очень отличается от ассортимента районных: например, в региональных и суперрегиональных торговых центрах преобладают фэшн-операторы и крупные международные игроки рынка, такие как Decathlon, Inditex, H&M Group, LPP Group и многие другие. Объекты, арендопригодная площадь которых превышает 50 000 кв. м, в значительной степени зависят от крупных федеральных и международных брендов, в то время как малоформатные торговые центры привлекают в основном местных жителей. Пул арендаторов в таких объектах скорее нацелен на функционал и ценовую сегментацию целевой группы, чем на бренд.
 


В региональных торговых центрах доля временно приостановивших свою деятельность арендаторов значительно отличается от аналогичного показателя в Москве, так как представленность международных брендов в регионах значительно ниже:
  • В Санкт-Петербурге данный показатель достигает 20%;
  • В крупных городах-миллионниках – 15%;
  • В городах с населением менее 1 млн жителей доля в среднем доходит до 10%.
С начала 2022 года на российский рынок вышел один бренд (моно-бутик Vilhelm Perfumery), за аналогичный период 2021 года – два.  Внешнеполитический фон оказывает сильное воздействие на политику экспансии международных брендов, что вносит свои коррективы в их планы развития: с начала марта около 160 иностранных ретейл-компаний заявили о приостановке коммерческой деятельности в России, однако объявившие о временной приостановке работы ретейлеры не спешат расторгать договоры аренды с торговыми центрами. На сегодняшний день об окончательном прекращении деятельности на территории России объявили шесть игроков: финская продуктовая сеть Prisma, оператор общественного питания Hesburger, финская сеть FCMG Pauling (в том числе, одно офлайн-заведение Paulig Café&Store в формате стрит-ретейл), украинская сеть общественного питания Ninja Sushi, датская сеть товаров для дома Jysk и азиатская сеть магазинов товаров для здоровья и красоты Watsons.
 
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank: «В последние годы стремительно росло число локальных марок, многие из которых обзаводятся собственными адресами в Москве и в регионах России. Для российской фэшн-индустрии существуют широкие возможности укрепиться на рынке, однако быстро заменить всех арендаторов, которые приостанавливают деятельность или уходят с рынка, не получится. Российским дизайнерам потребуется порядка двух-трех лет, чтобы увеличить объемы производства, в том числе отработать альтернативные логистические цепочки и выстроить отношения с новыми поставщиками материалов и фурнитуры».
 
На фоне нестабильной экономической ситуации также могут быть нарушены цепочки поставок, что приведет к дефициту различных товаров и сырья, а также к росту цен. Логистический кризис может повлиять на пополнение ассортимента в магазинах. Это может коснуться продуктов даже тех компаний, которые работают на российском рынке и не собираются уходить.
На данный момент известно о приостановке деятельности 10 иностранных логистических компаний:
  • DHL (США);
  • Yang Ming (Тайвань);
  • UPS (США);
  • Shipco (Дания);
  • Mediterranean Shipping Company (Швейцария);
  • Maersk (Дания);
  • FedEx (США);
  • CMA CGM (Франция);
  • Ocean Network Express (Япония);
  • Hapag-Lloyd (Германия).
Массовые закрытия магазинов напрямую будут влиять на объем нового предложения и трафик в торговых центрах: к двенадцатой неделе 2022 года посещаемость снизилась в среднем на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 22% по сравнению с тем же периодом 2019 года, несмотря на то, что в первые две недели 2022 года почти все столичные торговые центры вышли к значениям 2019 года. Сроки открытий большей части проектов, заявленных к вводу в 2022 году, будут скорректированы из-за вероятности вывода на рынок новых объектов с высоким уровнем вакантности: в новых торговых центрах средний показатель по итогам 2021 года составил 23%, а в текущих реалиях он может вырасти до 30–35%.


Всего за I квартал 2022 года было введено два торговых центра (GLA: 27,0 тыс. кв. м), и еще два завершили строительство (GLA: 25,6 тыс. кв. м). Однако в итоге открылся только ТЦ Discovery (GLA: 17,5 тыс. кв. м), а другие торговые объекты перенесли сроки открытий. С учетом небольшого объема нового предложения показатель обеспеченности жителей Москвы качественными торговыми площадями изменился незначительно и составляет 571 кв. м на 1 000 человек.

По предварительным данным, средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы может снизиться до 0,5 п. п. за квартал благодаря активному развитию ретейлеров в начале года (до конца февраля) и низкому объему нового предложения: к концу I квартала 2022 года был открыт только один торговый объект – ТЦ Discovery в составе одноименного ЖК Discovery Park. При этом в некоторых торговых центрах со II квартала существует риск увеличения вакантности за счет освобождения площадей международными игроками, объявившими об уходе с российского рынка или приостановившими экспансию в стране.


Источник: Knight Frank Research



иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Хакбердиева Евгения

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Источник: Ведомости
Экспертный анализ

CBRE: Приостановка деятельности международных брендов пока не привела к росту вакансии в стрит-ритейле

В I квартале 2022 года в центральных торговых коридорах Москвы средний уровень вакантных помещений в Москве (не включая Садовое кольцо) составляет 14,0%.

08.04
Источник: Arendator Awards
Исследования рынка

«Коллиерз Интернешнл»: Ввод ТЦ Москвы может стать минимальным за 10 лет

По данным компании, девелоперы уже скорректировали годовой план открытий ТЦ на 14%.
31.03

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (22-28 апреля)

Новые склады в Чите и Приморье, еще один офисный проект «Галс-девелопмент» и БЦ на Ходынке, light industrial в Молжаниново, новый президент «Эталона», очередное переименование «Леденцово Парка», новые открытия «ВкусВилл», «Стокманн» и Hoff - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.05
Источник: O1 Properties
Переговоры

МТС захотел офис в Silver City

Оператор договаривается с O1 Properties об аренде 10 000 кв. м в бизнес-центре на Серебрянической набережной. Аренда такого объема в этом бизнес-центре может стоить порядка 400 млн рублей в год.
02.05
Источник: ТРК Vegas
Открытие

Сеть ТРК Vegas рассказала об открытиях

С начала 2024 года состоялись открытия магазинов Zolla, Lamoda Sport, Bibib's&Co, Haier, ВкусВилл, центр современных видов спорта Skate Town, парк виртуальной реальности Warpoint, площадка для семейного отдыха «Пиратус», стилизованное пространство с погружением в реальность «Форта Боярд».
02.05
Источник: cre.ru
Проект

Гостехнадзор получит новый офис

Гостехнадзору построят новый офис на западе столицы.

02.05
Источник: RBI
Аукцион

RBI продала 9 помещений в ЖК «Струны» и «Куинджи»

Стоимость коммерческих помещений общей площадью 600 кв. м составила около 213 млн рублей.
02.05
Источник: УК «САМПА»
Открытие

Haier открылся в ТРЦ «Город Лефортово»

Магазин площадью 150 кв. м начал работу на втором этаже торгово-развлекательного центра.
02.05
Источник: X5 Group
Открытие

«Пятёрочка» открыла 350-й магазин по франшизе

Торговая точка площадью 479 кв. м начала работу в поселке Ильичево в Ленинградской области.
02.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre