Чемпионат мира – 2018: дорогие калории

По расчетам профессиональных строителей спортивных сооружений, одна килокалория холода в семь раз дороже килокалории тепла. То есть строительство ледовых дворцов для зимних видов спорта обходится значительно дороже, чем строительство летних стадионов. Тем не менее бюджет чемпионата мира по футболу, который через 8 лет пройдет в России, не уступит бюджету зимних олимпийских игр в Сочи.
2620

Тот факт, что Россия впервые в своей истории получила право провести мировой чемпионат по футболу, многие считают главным событием 2010 года. Примерные суммы бюджета были обнародованы вице-премьером Алексеем Кудриным еще до того, как Россия это право получила: 300 млрд рублей или $10 млрд. Как и в случае с сочинской Олимпиадой, бюджет на строительство непосредственно спортивных сооружений составит небольшую часть от общего бюджета на проведение футбольного чемпионата. Основные же затраты придутся на строительство объектов инфраструктуры тех 14 городов, в которых будут проходить футбольные матчи. Это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Подольск, Нижний Новгород, Ярославль, Казань, Саранск, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи и Екатеринбург.

Но это еще не всё. За оставшиеся до начала проведения чемпионата 8 лет в стране должно быть построено 7711 км автомобильных и 2024 км железных дорог, общая стоимость которых оценивается в $35 млрд. По оценкам премьера Владимира Путина, необходимые расходы на строительство инфраструктуры чемпионата уже заложены в бюджеты соответствующих уровней начиная с 2011 года.

Денег хватит

Из 16 стадионов, на которых пройдут игры чемпионата мира по футболу 2018 года, полностью готова к проведению лишь одна главная на данный момент арена страны «Лужники» вместимостью 88 тыс. зрителей. Остальные стадионы будут возведены на месте уже существующих либо построены с нуля. На основании сметы, предоставленной в ФИФА, строительство всех стадионов обойдется российской казне в $3,8 млрд, 85% из которых будет выделено из федерального и региональных бюджетов. Расходы на развитие туристической инфраструктуры оцениваются футбольными чиновниками в $11 млрд. Отдельной строкой ($1,4 млрд) проходит реконструкция взлетно-посадочных полос и строительство новых терминалов (за исключением Москвы и Сочи, где с аэропортами все уже в порядке). Таким образом, общий бюджет чемпионата вырастает с озвученных премьером $10 млрд до $21 млрд без учета строительства новых дорог. Но здесь следует отметить то, что значительная часть бюджета чемпионата будет финансироваться из частных источников и не ляжет бременем на плечи налогоплательщиков.

Как отметил Владимир Путин на пресс-конференции в Цюрихе сразу же после объявления страны-победительницы, российское правительство планирует активно взаимодействовать с бизнесом при подготовке к чемпионату 2018 года в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). «Мы хотим привлекать бизнес, чтобы минимизировать государственные расходы. Я не исключаю, что господин Абрамович может принять участие в одном из таких проектов. Пусть раскошелится немножко, ничего страшного. Не убудет. Денег у него много», – в свойственной ему манере подытожил премьер. Следует отметить, что помимо английского, Роман Абрамович также активно развивает и отечественный футбол, инвестируя в него через свой фонд «Национальная академия футбола».«Немножко раскошелиться» применительно к Роману Абрамовичу, владельцу футбольного клуба «Челси», означает, что олигарху в рамках государственно-частного партнерства придется построить в Москве стадион ЦСКА. Механизм государственно-частного партнерства позволяет при финансировании спортивных и инфраструктурных проектов перенести значительную часть рисков на частный бизнес и использовать его опыт для повышения эффективности управления объектами. По мнению Валентина Рыбакова, старшего юриста Capital Legal Services, любая схема ГЧП изначально определяет сторону, которая должна инвестировать в объект на стадии его создания, а также показывает, каким образом должен осуществляться возврат вложенных средств и кредитных ресурсов. «Банки обычно кредитуют проекты ГЧП в рамках проектного финансирования, то есть оценивают не сегодняшний бизнес партнера, который собирается что-либо строить, а будущий создаваемый бизнес и те денежные потоки, который этот бизнес будет способен генерировать».

О готовности профинансировать строительство объектов для проведения чемпионата мира заявляет также глава ВЭБ Владимир Дмитриев. «Если такая задача будет поставлена, то мы ее выполним. Судя по Олимпиаде в Сочи, наш банк рассматривается в качестве основного спонсора», – отметил Дмитриев. Он также напомнил о том, что банк начал финансировать строительство многопрофильного стадиона в Санкт-Петербурге еще до того, как заявка России победила в Цюрихе.

Изначально идея строительства стадиона «Зенит» возникла у губернатора Санкт-Петербурга еще в 2006 году. По словам Елена Гурьяновой, представителя компании «Трансстрой», этот проект родился и начал реализовываться задолго до победы России в конкурсе на право проведения чемпионата мира по футболу. Зенитовский проект неоднократно корректировался. Тем не менее основная идея заказчика не претерпела существенных изменений, поскольку «Трансстрой» возводит самую современную спортивную арену страны, на которой можно будет проводить матчи уровня полуфинала чемпионата мира. «Здание стадиона по своей архитектуре станет украшением города. Проект сооружения принадлежит знаменитой японской архитектурной мастерской Кисе Куракавы. Инженерная составляющая сооружения отличается от привычных футбольных стадионов: на стадионе «Зенит» будет раздвижная крыша и выкатное поле. Сегодня в проекте учтены все международные требования ФИФА и УЕФА к стадионам такого класса», – рассказала CRE Елена Гурьянова.«Безусловно, чемпионат мира дал сильнейший стимул к развитию футбольной и инфраструктурной тематики. Если так можно выразиться, создал востребованность на еще один сегмент рынка недвижимости», – считает Эвелина Павловская, вице-президент по консалтингу GVA Sawyer. При этом без дополнительных финансовых вливаний со стороны футбольных клубов, федерации и определенных налоговых послаблений, полноценный спортивный комплекс сам по себе представляется низкодоходным бизнесом, который более эффективно включать в состав МФК, рассчитывая на увеличения интереса к объекту в целом за счет наличия в нем спортивно-оздоровительной функции, отметила г-жа Павловская.

Крупнейшими стадионами для проведения матчей чемпионата мира являются стадион «Спартак» стоимостью в $290 млн, который в Москве строит «ЛУКОЙЛ», «ВТБ-арена» стоимостью $500 млн (возводят при поддержке банка ВТБ) и стадион «Зенит» стоимостью в $760 млн, который строит администрация Санкт-Петербурга (генподрядчик строительства – компания «Трансстрой»). Поскольку вышеуказанные планы обнародовал сам премьер-министр, с правительственным вниманием процесс строительства стадионов пойдет не только ответственнее, но и легче.

«ВТБ-арена» будет построена в Москве на месте стадиона «Динамо», которому уже более 80 лет. Речь здесь идет не столько о глобальной реконструкции стадиона, сколько о строительстве нового. В 2016 году на месте «Динамо» вырастет многофункциональный комплекс, в котором соединятся коммерция и спорт. Авторы проекта – российский архитектор Михаил Посохин и голландец Эрик ван Эгераат. По проекту большая спортивная арена стадиона будет преобразована в соответствии с техническими требованиями FIFA и сможет вместить 45 тыс. посетителей. Помимо этого на стадионе планируется построить универсальный спортивный зал на 10 тыс. мест. При необходимости он может трансформироваться в хоккейную площадку или киноконцертный зал. На территории стадиона, которая является частью старинного Петровского парка, будет возведен многофункциональный комплекс, состоящий из жилых и офисных зданий, гостиницы и торговых площадей, которые будут в основном сосредоточены под землей, точнее под футбольным полем.Старший вице-президент банка ВТБ и председатель совета директоров управляющей компании «Динамо» Андрей Перегудов особо подчеркивает тот факт, что стадион, как часть парка, является памятником федерального значения. «Мы в своем проекте полностью сохранили историчность Большой спортивной арены, а также весь периметр, который является элементом истории. Новости о выигрыше Россией права на проведение ЧМ 2018 года пришли как нельзя вовремя. Сейчас мы занимаемся тем, что вместе с консультантами прорабатываем точное соответствие правилам ФИФА, сопоставляем все инновационные предложения с возможностью их воплощения в жизнь. И конечно же я хотел бы отметить архитектурное решение, которое экспертный совет назвал уникальным», – отметил Андрей Перегудов.

Особенности национального
бюджетирования

Каждый раз, когда Россия оглашает бюджеты на проведение крупнейших мировых соревнований, российская смета в разы превосходит аналогичные затраты в других странах. Так, суммарная стоимость реконструкции и строительства футбольных стадионов в ЮАР для проведения последнего чемпионата мира по футболу 2010 года составила $2,2 млрд, что в пять раз меньше, чем Россия планирует потратить на аналогичные цели к 2018 году. Хотя стоит заметь, что в ЮАР стадионов было задействовано меньше, чем планирует Россия, – всего 10, из которых лишь три были построены специально для этого грандиозного события. Остальные арены подверглись серьезной модернизации и реконструкции.

Михаил Загайнов, генеральный директор одного из лучших спортивных объектов страны – Дворца спорта «Мегаспорт» на Ходынке, объяснил CRE, что обнародованный в свое время бюджет футбольного чемпионата мира в ЮАР включал только статьи расходов, непосредственно относящихся к спортивным сооружениям, в то время как основные затраты в России относятся к инфраструктуре. «Строительство футбольных полей не идет в сравнение с расходами на возведение гораздо более технологически сложных объектов для зимних видов спорта. По статистике, килокалория холода в 7 раз дороже килокалории тепла. То есть строительство и эксплуатация ледовых дворцов в 7 раз затратнее легкоатлетического или футбольного комплекса. Поэтому если бюджет в $10 млрд для зимнего Сочи я как профессионал могу объяснить, то те же $10 млрд на летние футбольные сооружения звучат несколько странно». Тем не менее даже «чистый» бюджет футбольного чемпионата мира (без элементов городской инфраструктуры) не только сравним с бюджетом сочинской олимпиады, но и превышает его в разы. И здесь главное постичь логику калькуляции российских бюджетов и научиться отделять рубль, вложенный в инфраструктуру города, от рубля, инвестированного непосредственно в спортивный объект. Виктор Мяконьков, генеральный директор Российской ассоциации спортивных сооружений (РАСС), говоря о сметах расходов??? на проведение Олимпиады в Сочи и футбольного чемпионата мира 2018 года, предложил их анализировать, предварительно разложив на две составные части. «Основные затраты в опубликованном бюджете касаются инфраструктуры, в то время как на сами спортивные объекты тратится лишь незначительная часть поступающих средств», – пояснил он. «К примеру, в том же Сочи конечной целью олимпийского строительства является создание курортной зоны международного уровня, где после Олимпиады смогут отдыхать туристы со всего мира. В рамках программы заново создается энергокомплекс, строятся новые системы водоснабжения, канализации, коммуникации, логистика и дороги. То же самое будет происходить и в процессе подготовки к футбольному чемпионату мира в тех городах, где пройдут матчи», – утверждает Виктор Мяконьков.

В Москве проблем меньше

Новый мэр Москвы Сергей Собянин незамедлительно после заявления Владимира Путина пообещал всестороннюю поддержку проектов строительства стадионов в Москве в рамках подготовки к мировому чемпионату. «В Москве будет задействовано три стадиона, которые потребуют большой модернизации и реконструкции. Попрошу провести обследование этих стадионов и вместе с Министерством спорта подготовить мероприятия по реконструкции и новому строительству», – заявил Собянин на одном из совещаний в мэрии. Он также отметил, что времени на осуществление поставленных планов в российской столице вполне достаточно. Что касается остальных городов европейской части РФ, где пройдут матчи чемпионата, там предстоит выполнить значительно больший по сравнению с Москвой объем работ. В первую очередь необходимо привести в порядок дороги, аэропорты и гостиницы. Прежде всего решение ФИФА в пользу России играет на руку крупнейшим строительным компаниям и промышленным предприятиям, которым удастся получить заказы в рамках государственно-частного партнерства. В наибольшем выигрыше, по оценкам экспертов, останутся девелоперы и строители гостиниц. В настоящее время в большинстве периферийных городов РФ ситуация на рынке гостиничной недвижимости просто плачевна, констатируют они.

«Помимо выигрыша, который в связи с проведением футбольного чемпионата мира должны получить девелоперы и гостиничные операторы, главным бенефициарием является не бизнес, а весь российский народ, который в результате осуществления грандиозных строительных планов получит наконец развитую инфраструктуру в своих городах», – считает Марина Усенко, исполнительный вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels.

Однако реализация новых гостиничных проектов целесообразна, прежде всего с точки зрения долгосрочных показателей экономической эффективности, а именно заполняемости гостиниц после того, как чемпионат закончится. Уверенности в этом нет, особенно в регионах. Одним словом, возможно, что большинству болельщиков, которые приедут посмотреть игры чемпионата мира в Россию, в отсутствие свободных гостиниц придется разбивать палаточные городки либо ночевать у гостеприимных продавщиц семечек. «Чемпионаты и олимпиады являются краткосрочными мероприятиями. В отличие от политиков, декларирующих грандиозные планы, представители бизнеса прекрасно понимают, что будущий потенциал и востребованность их объектов на рынке после проведения мероприятия вернется на привычный уровень, хотя обновление инфраструктуры, став этаким «первотолчком», может способствовать продолжению притока инвестиций в определенные рынки, содействуя их дальнейшему росту. Тем не менее, как показывает практика, приезжающие на чемпионат футбольные фанаты из других стран в большинстве своем не желают тратить деньги на дорогие гостиницы и ищут наиболее экономные варианты размещения. Поэтому наибольший шанс окупить себя в оптимальные сроки имеют гостиницы среднего ценового уровня или даже бюджетного», – отметила для CRE Марина Усенко.

Аналогичной позиции придерживается и Эвелина Павловская: «GVA Sawyer уже получает запросы на доработку проектов отдельных гостиничных комплексов в свете подготовки к ЧМ-2018. При этом мы рекомендуем своим клиентам рассчитывать отдельно среднегодовую загрузку гостиницы в рассматриваемой локации, без учета чемпионата мира. Если эти показатели составляют приемлемую величину, имеет смысл двигаться в расчетах дальше, добавляя в бюджет создание спортивной инфраструктуры, а доходы увеличивая на дополнительный приток спортсменов и их сопровождающих. Только при таком подходе можно снизить риск невостребованности гостиницы после проведения чемпионата мира, который всегда, по сути, является разовым мероприятием, не позволяющим поднять процент заполняемости номеров на всем 7-10-летнем горизонте планирования жизни отеля». 


Коментарии (0)


Поделиться

16792

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438). Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre